Вторник, 23.04.2024
ЕДИМ-ХУДЕЕМ-ТРЕНИРУЕМСЯ
Меню сайта
Категории раздела
Еда и здоровье, питание [11]
питание для: детей, мужчин, женщин, пожилых людей. Для укрепления сосудов, ЖКТ, иммунитета, при болезнях сердца, при аллергии. Рецепты. Метаболический синдром Х.
Снижение / Набор / Контроль веса [21]
Кожа / Косметика [5]
Сахарный диабет [5]
Спорт, методика, питание, фитнесс [23]

Турнир прогнозистов

Книги

Шейпинг-диета


Какого цвета ваша диета?


Программа подготовки Ленса Армстронга


Питание Спортсменов

Наш опрос
Какой раздел сайта Вас заинтересовал
Всего ответов: 179

Рекламодателям

Главная » Статьи » Спорт, методика, питание, фитнесс

Психология подготовки к соревнованиям

ПСИХОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ

Прикладная спортивная наука предусматривает мощное развитие психологии спорта. Задача спортивного психолога состоит в том, чтобы оптимизировать психологические "воздействия" и развить психологические умения и навыки, способствующие достижению совершенства.
Прикладная спортивная психология способна внести важный вклад в различные аспекты, такие, как:
• подготовка и готовность к соревнованиям;
• повышение качества тренировочного и восстановительного процессов;
• сглаживание реакции на повреждение;
• понимание командной динамики и положительного соперничества.


ПОДГОТОВКА И ГОТОВНОСТЬ К СОРЕВНОВАНИЯМ

nullУровень мотивации у спортсмена, участвующего в Олимпийских играх, высок, однако не менее высоким является и "давление" на него. Если одни спортсмены воспринимают подобную ситуацию как своеобразный "вызов", то другие расценивают ее как опасную и стрессовую. Спортсмены постоянно оценивают требования той или иной ситуации, а также свою способность справиться с ними. Если воспринимаемые требования превышают имеющиеся ресурсы, спортсмен оказывается в 
стрессовой ситуации, что может привести к целому ряду отрицательных физических и психологических последствий (рисунок - модель спортивного стресса, предложенная Робертом М.Найдеффером).

Низкий уровень самооценки
Случай из практики — низкий уровень самооценки
21-летняя гимнастка готовилась к своим первым Олимпийским играм. Она прибыла в Олимпийскую деревню за 7 дней до начала соревнований и с каждым днем все больше и больше нервничала. Она вполне разумно воспринимала требования ситуации, однако уровень уверенности у нее был исключительно низким. Спортсменка начала сомневаться в своей способности выполнить сложные элементы и стала говорить, что не заслуживает права участвовать в Олимпийских играх.
Обсуждение
В данной ситуации наиболее целесообразен превентивный подход. Благодаря адекватной технической, тактической, физической и психологической подготовке у спортсменов формируется соответствующее восприятие имеющихся ресурсов, позволяющих "справиться" с ситуацией. В то же время можно использовать целый ряд краткосрочных подходов, чтобы помочь спортсмену, который утратил уверенность в своих силах.
Список достижений. В некоторых случаях спортсменам следует напомнить, как хорошо они подготовились к соревнованиям. Это может быть список их достижений. Спортсмены могут вести дневник тренировок, в котором отмечать все достижения во время тренировочных занятий.
Основное тренировочное занятие. Поскольку результаты физической деятельности оказывают наиболее сильное влияние на уровень уверенности, одним из методов его повышения является проведение хорошего тренировочного занятия, во время которого следует акцентировать внимание спортсмена на том, что он лучше всего выполняет.
Наложение образа. Наложение образа является мощным средством, повышающим уровень уверенности спортсмена в своих силах. Спортсмен должен мысленно представить правильное выполнение тех или иных приемов и элементов, достижение успеха и выполнение поставленной цели.


Нерационально воспринимаемые требования
Случай из практики — нерационально воспринимаемые требования
У 25-летнего волейболиста отмечались нерациональные ощущения и уверенность в себе. Он чувствовал, что должен хорошо выступить и защитить честь своей страны, но очень беспокоился, что его может постичь неудача.

Обсуждение
В этой ситуации могут помочь два метода.
"Перефокусировка". Стресс можно уменьшить, если помочь спортсмену "перефокусировать" свою задачу на более рациональную. Например, спортсмен должен осознать, что готовность никогда не определяется по одному какому-то отдельному моменту, и достичь абсолютного совершенства невозможно, поэтому единственное, что от него требуется — постараться показать себя с наилучшей стороны.
Определение ближайшей цели. Спортсмену следует сконцентрироваться на задачах и целях, находящихся в пределах его контроля. Например, волейболист может поставить цель "блокировать соперника на протяжении почти всей встречи". Он может также поставить перед собой когнитивную задачу, например, "каждый день я буду записывать три элемента или приема, которые я хорошо выполнял на сегодняшнем тренировочном занятии". Это поможет отвлечь внимание спортсмена от нерациональных мыслей.


Физическое влияние стресса
Случай из практики — физическое влияние стресса
26-летняя пловчиха жаловалась на значительное усиление нервозности перед соревнованиями, которое проявлялось неприятным ощущением в области желудка и мышечным напряжением. Симптомы усиливались по ночам, когда она собиралась уснуть, а также непосредственно перед заплывом.

Обсуждение
Если некоторая степень возбуждения необходима, чтобы показать максимальный результат, то чрезмерное возбуждение может привести к очевидному провалу. Целый ряд методов можно использовать, чтобы помочь спортсменам расслабиться.
Глубокое дыхание. Сидя в расслабленном положении, выполните медленный и глубокий вдох в течение 5 с, задержите дыхание и сделайте выдох в течение 5 с. Очень важно, чтобы при этом растягивались мышцы живота. При выполнении этого упражнения внимание должно быть сконцентрировано на пупке.
Прогрессивное мышечное расслабление. Можно использовать два вида прогрессивного мышечного расслабления: активное, которое легче выполнять спортсменам, не имеющим опыта мышечного расслабления, и пассивное.
Активное прогрессивное мышечное расслабление:
• сядьте/лягте, чтобы вам было удобно;
• дышите глубоко (см. выше);
• сокращайте мышцы и удерживайте напряжение на счет 2—3;
• расслабьтесь;
• повторите этапы 3—4, включая различные части тела (голень, бедро, туловище, руки, шея, мышцы лица);
• встаньте, встряхните руки, ноги и стопы;
• сконцентрируйтесь на ощущении расслабленности.
Точно так же выполняют пассивное расслабление, только вместо команды "напряжение—расслабление" используют команду "расслабление".
Медитация. Медитация представляет собой пассивный метод, сочетающий дыхание и мышечное расслабление с ключевым словом или "мантрой". Спортсмен выполняет дыхание (как описано выше) в положении лежа или сидя. Пассивно расслабляясь, повторяет ключевое слово или фразу.

Психологическое влияние стресса
Случай из практики — психологическое влияние стресса
20-летняя баскетболистка неудачно выполнила первый из двух штрафных бросков по кольцу. До конца матча оставалось 6 с, и ее команда уступала соперникам всего одно очко. Чтобы выйти в следующий круг соревнований, команда спортсменки должны была выиграть этот матч. Тренер взял тайм-аут, а спортсменка начала беспокоиться по поводу последствий своего промаха: "Я не могу подвести свою команду, я не могу сейчас промахнуться".

Обсуждение
В данной ситуации у спортсменки произошло смещение внимания с внешнего задания на внутреннее. Вполне очевидно, что если спортсменка будет концентрировать свое внимание на возможной неудаче, то не сможет выполнить точный бросок. Восстановить положительную и более эффективную структуру мышления поможет следующий прием.
"Отключение" мыслей/ключевое слово/наложение образа. Спортсмен должен, прежде всего, осознать наличие отрицательных мыслей и мысленно сказать себе: "Стоп". После устранения отрицательных мыслей спортсмен использует ключевое слово и визуализирует положительный образ (наложение образа). Например, баскетболистка может использовать ключевое слово "ритм" и затем создать положительный образ точного выполнения штрафного броска.


nullРЕКОНЦЕНТРАЦИЯ И ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ
Случай из практики — отрицательные факторы, не связанные со спортивной деятельностью
Прибыв в олимпийскую деревню команда гребцов обнаружила, что им потребуется ехать на автобусе около 80 мин, чтобы добраться до места проведения тренировочных занятий и соревнований. Это оказалось несколько неожиданным для спортсменов, которые, как правило, проживали рядом с местом проведения тренировочных занятий.

Обсуждение
Ключом к быстрой "реконцентрации" в подобной ситуации является наличие хорошей перспективы. Предвидение подобных ситуаций тренером и планирование реакций — важные компоненты процесса подготовки спортсменов.
Планы реагирования. Хорошо подготовленные спортсмены имеют специальные планы реагирования на возможные непредвиденные ситуации. Непосредственно перед Играми спортсмены, тренеры и обслуживающий персонал должны проанализировать всевозможные непредвиденные ситуации и определить наиболее эффективные способы реагирования на них.
Положительное интерпретирование. В нашей ситуации вместо того, чтобы расстраиваться по поводу длительного путешествия, гребцы могут использовать его для обсуждения командных действий или для психологических воздействий на спортсмена.



ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВКИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Психические перегрузки, эмоциональное истощение, несомненно, оказывают влияние на психологические и физические возможности спортсмена. Использование специальных методов (например, постановка цели, наложение образа) позволяет повысить качество тренировочных занятий. Рассмотрим некоторые из них.

Постановка цели
Постановка цели повышает уровень мотивации, интенсивность тренировочного занятия и спортивные результаты.
1. Делайте акцент на ближайшие доступные цели, которые обеспечат немедленное подкрепление. Цели должны быть специфичными, поддающимися измерению.
2. Цели должны быть трудными, но реальными. Спортсмены должны почувствовать, что они способны достичь цели, только приложив максимальное усилие.
3. Наряду с определением целей следует иметь конкретный план, содержащий конкретную дату достижения поставленной цели.
4. Спортсмены должны принимать активное участие в процессе постановки целей.


Наложение образа
Этот способ также позволяет увеличить эффективность тренировочного процесса и спортивные результаты, повышая степень готовности, уверенность в своих силах, а также уровень мотивации. Следующие рекомендации могут оказаться полезными.
1. Начинайте с мысленного представления простой задачи или ситуации. По мере совершенствования представляемые образы становятся более сложными и "жизненными".
2. Образы должны быть положительными. Всегда представляйте достижение успеха. В случае возникновения отрицательного образа, прекратите процесс визуализации и начните снова.
3. Используйте внешнюю и внутреннюю визуализацию. Спортсмены должны представлять себя как бы со стороны или глазами третьего лица, а также мысленно.
4. Спортсмены должны использовать визуализацию:
• после выполнения упражнений на расслабление;
• на тренировочных занятиях, когда уровень возбуждения в норме.
5. Спортсменам рекомендуется проводить еженедельно два занятия по визуализации.


Повышение энергетического уровня
В случае низкого уровня энергии и эмоций, можно прибегнуть к соответствующим методам его увеличения. Лучшими источниками энергии являются хорошее питание, гидратация и восстановление (физиология).


nullВосстановление
Низкий уровень энергии и эмоций в течение длительного периода времени может свидетельствовать о необходимости соответствующего психологического отдыха. Психологический отдых и восстановление важны в такой же степени, как и физический отдых и восстановление. Для повышения эффективности восстановления используют массаж, легкие физические упражнения, упражнения на растягивание, а также гидратацию, хорошее питание и отдых.
В некоторых случаях наилучшее восстановление достигается в результате активного отдыха. На процесс восстановления влияют хороший фильм или концерт, прогулка с другом и т.д.


РЕАКЦИЯ НА ТРАВМУ И РЕАБИЛИТАЦИЯ
Травмы нередко оказывают очень сильное воздействие на спортсмена, ставя под сомнение его способность работать, реализацию цели и т.д.

Случай из практики — реакция на травму и реабилитация
27-летний волейболист на одном из тренировочных занятий накануне отъезда на Олимпийские игры порвал связку. Опасаясь возможного отрицательного влияния игрока на других спортсменов, тренер сказал, чтобы он тренировался сам до тех пор, пока не будет на 100 % готов выйти на площадку. Спортсмен остался дома и стал тренироваться с физиотерапевтом команды. Через 5 нед он был готов играть. Однако когда он вернулся в команду, он не смог хорошо играть.

Обсуждение
Бесспорно, что поддержание положительной атмосферы в команде очень важно, однако для достижения этой цели нет необходимости выводить из команды травмированных игроков. Их следует привлекать к работе команды, это поддерживает их мотивацию и способствует более быстрому восстановлению.
Травмированному спортсмену следует выполнять упражнения на расслабление, рассмотренные выше. Со временем травмированный спортсмен переходит к выполнению специфических упражнений.



КОМАНДНАЯ ДИНАМИКА И ЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Осознание спортсменом своей роли повышает уважение и увеличивает доверие. Понимая и воспринимая свою роль как важную, спортсмен начинает гордиться ею. Гордость за свою команду, единство целей делают команду более сплоченной и сильной.

Случай из практики — командная динамика и положительное соперничество
В составе хоккейной команды на площадку выходили одни и те же игроки, которые проводили на площадке большую часть игрового времени. Запасные игроки, как правило, выходили на площадку за 10 мин до конца первого периода, а также примерно на 5 мин в середине второго периода. Тренер команды считал главной задачей запасных игроков — не пропустить в свои ворота шайбу и дать основным игрокам немного отдохнуть. Несмотря на то, что тренер постоянно отмечал важность этой роли, запасные игроки не считали, что они вносят большой вклад в успешное выступление своей команды.

Обсуждение
Несмотря на то, что тренер четко определил роль запасных игроков, они не восприняли ее как важную.
Перераспределение роли. Следует по-новому определить роль, чтобы она рассматривалась как важная. Например, когда запасные игроки выходят на площадку, они должны знать, что будут играть всего 5—10 мин. Тренер должен стимулировать их играть с большей интенсивностью, чем те игроки, которые проводят на площадке большую часть игрового времени.
Постановка цели. Тренер и спортсмены должны определить конкретные, поддающиеся количественному определению цели. Достижение их повысит энтузиазм, а также чувство собственной значимости.
Положительное соперничество и профессионализм. Выдающиеся спортсмены, как правило, стремятся к положительному соперничеству. Эгоистичность может подорвать командный дух. Все члены команды должны быть готовыми к тому, чтобы принести ту или иную жертву во имя достижения успеха своей команды.

Обсудить статью на форуме

Задать вопрос специалисту

Создать тему для индивидуальной консультации

Каталог продуктов

Категория: Спорт, методика, питание, фитнесс | Добавил: antonZap (18.04.2009)
Просмотров: 4286 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Мы на Facebook

Мы в Youtube

Делюсь своим мнением о событиях в триатлоне

Поиск

Украинская Триатлонная Лига

Детская Триатлонная Лига

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
edimhudeemtren
Copyright edimhudeemtren.com.ua © 2024
Aerobica.Ru Рейтинг сайта в веб-каталоге misto.zp.ua Яндекс цитирования
Хостинг от uCoz